1. Проверьте, не оборван ли ремень привода генератора. Если ремень цел, проверьте его натяжение. Нажмите большим пальцем на ремень сверху и посмотрите, насколько он прогнулся.
Нормальное натяжение обеспечивается при прогибе ремня 10-15 мм. Если ремень плохо натянут, ослабьте затяжку гаек нижнего и верхнего креплений генератора и, вращая регулировочный болт по часовой стрелке (показан стрелкой), отодвиньте генератор от двигателя. Затяните гайки крепления генератора.
2. Если ремень натянут нормально, проверьте, не перегорел ли соответствующий предохранитель. Расположение предохранителей и их номиналы см. «Неисправности электрооборудования», в руководстве по ремонту автомобиля, отдельной электрической схеме, на корпусе монтажного блока и самих предохранителях.
Если предохранитель перегорел, замените его, пустите двигатель и проверьте, погасла ли лампа зарядки аккумуляторной батареи. Если лампа погасла, можно продолжать движение.
Предупреждение! Не устанавливайте предохранители, рассчитанные на больший номинальный ток, — это может привести к повреждению электрооборудования и даже к пожару.
3. Если лампа зарядки аккумулятора не погасла, проверьте провод, идущий от генератора к «плюсовой» клемме аккумуляторной батареи. К ней подводятся два провода: более толстый соединяет аккумуляторную батарею со стартером, тонкий — с генератором. Провод может быть оборван, обломан внутри изоляции или иметь окисленные или ненадежные контакты. Устраните неисправность и пустите двигатель. Если появился ток зарядки, можно продолжать движение.
Если после принятых мер лампа зарядки продолжает гореть при работающем двигателе, то возможная причина неисправности кроется в самом генераторе. Причин может быть несколько, устранять их лучше в условиях автосервиса или гаража, а вам остается надеяться, что запаса энергии в аккумуляторной батарее хватит, чтобы до них добраться.
Чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля с неисправным генератором, по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя, обогреватель стекла и пр.
Опытным автолюбителям можно рекомендовать проверить регулятор напряжения генератора. Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле
Содержание
Для проверки необходим вольтметр постоянного тока со шкалой до 15-30 В класса точности не хуже 1,0. Через 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замерьте напряжение между выводом «30» и «массой» генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6-14,6 В. В том случае, если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверки регулятора, снятого с генератора
Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «-» на «массу» щеткодержателя — контрольная лампа должна гореть.
Затем подайте напряжение 15-16 В — лампа должна погаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой; если не горит в обоих случаях, то либо в регуляторе обрыв, либо нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.