Проверка системы охлаждения ВАЗ-2115

1. Остановите двигатель.

ВАЗ-2115 Проверка системы охлаждения, фото 1

2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на состояние резиновых шлангов системы охлаждения двигателя, а также на состояние радиатора и термостата.

Предупреждение! Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно отворачивайте пробку.

ВАЗ-2115 Проверка системы охлаждения, фото 2

3. Загляните под панель приборов — нет ли под ней следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора или крана отопителя.

Если обнаружились течи охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Предупреждения! Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.

4. Если течи охлаждающей жидкости нет, проверьте целость предохранителя №5 (20 А). Он защищает цепь питания электровентилятора системы охлаждения и расположен в монтажном блоке предохранителей и реле, установленном в подкапотном пространстве. Если после замены предохранителя электродвигатель начал работать, можно продолжать движение.

ВАЗ-2115 Проверка системы охлаждения, фото 3

5. Если электродвигатель не работает и после замены предохранителя, для проверки возьмите два дополнительных провода и подайте питание на электродвигатель непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Предупреждения! Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока воздуха и набегающего (путевого) потока совпадали.

Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка или реле включения вентилятора системы охлаждения, расположенного с правой стороны консоли панели приборов под накладкой. Если нет — также неисправна электропроводка или сам электродвигатель. Реле и электродвигатель неремонтопригодны, замените их в сборе (см. раздел «Электрооборудование»).**

ВАЗ-2115 Проверка системы охлаждения, фото 4

6. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя). Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру нижнего шланга, соединяющего двигатель с радиатором. Если нижний шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.

Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см2). Температура кипения воды повышается до 120 °С, а тосола — до 130 °С. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см2)], что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов.

ВАЗ-2115 Проверка системы охлаждения, фото 5

Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо промывать проточной водой, а клапан проверять на отсутствие залипания нажатием пальца. Если есть сомнения, замените пробку. Очевидно, что, если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с «тепловым ударом», вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.

Раз в год промывайте ячейки радиатора водяной струей высокого давления (на специальной мойке), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле