Разборка коробки передач (рис. И:36)
Содержание
1. Слейте остатки масла из коробки передач и вымойте ее растворителем.
2. Снимите выжимной подшипник сцепления. Удалите наружную втулку вала выключения сцепления (1, рис. И:5), вытащите вал из внутренней втулки и извлеките его из картера сцепления.
3. Снимите фланцы полуосей (см. раздел «Сальники фланцев полуосей» этой главы).
4. Выверните болты крепления картера сцепления. Убедитесь, что удалены все болты, особенно находящиеся внутри картера. Нанося киянкой несильные удары вокруг соединения картера сцепления с коробкой передач, отделите картер сцепления, сняв его с установочных штифтов. Возможно, потребуется аккуратно отжать картер сцепления рычагом
5. Извлеките магнитный уловитель металлической стружки со дна картера коробки передач и очистите коробку от оставшейся стружки
6. Снимите дифференциал (1, рис. И:36).
7. Переверните коробку передач задней торцевой крышкой вверх. Выверните семь болтов крепления крышки и снимите ее (16, рис. И:36).
8. Снимите с первичного вала регулировочные прокладки подшипника и стопорное кольцо при помощи острогубцев для стопорных колец и тонкой отвертки.
9. Убедитесь, что штоки переключения передач находятся в нейтральном положении и все передачи выключены. Шестигранным ключом выверните заглушки фиксаторов штоков вместе с пружинами, втулками и плунжерами (14, рис. И:36).
10. Выверните винт рычага включения заднего хода, расположенный над заглушками фиксаторов (13, рис. И:36). На более поздних моделях винт имеет крестообразный шлиц и обычно туго затянут, поэтому для его ослабления используйте ударную отвертку.
11. Переверните коробку передач и вытащите шток и рычаг включения заднего хода. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить установочные штифты.
12. Чтобы извлечь первичный вал и его задний подшипник, необходимо зафиксировать передний конец вала при помощи технологической крепежной пластины (приспособление VAG 2011), которую можно приобрести или изготовить самостоятельно. Приверните пластину болтами к картеру коробки передач, установив шайбы для удержания первичного вала в неподвижном состоянии (рис.И:37).
13. Вытащите задний подшипник первичного вала из картера коробки передач при помощи съемника (рис. И:38), отверните болты и снимите технологическую пластину.
14. Отведите в сторону собачку переключения передач и закрепите ее проволочным крючком. Отодвиньте первичный вал от вторичного вместе с вилкой и штоком переключения 3/4 передач и выньте первичный вал из картера. Шестерню заднего хода при этом нужно приподнять, чтобы провести мимо нее шестерню первой передачи первичного вала (рис. И:39).
15. Снимите стопорное кольцо и прокладки подшипника вторичного вала (18 и 19, рис. И:36).
16. Установите съемник на подшипник вторичного вала и выпрессуйте вторичный вал из подшипника и из картера коробки передач в сторону сцепления вместе со штоком и вилкой переключения 1/2 передач.
17. Выньте блокирующие сухари и пружины из корпуса коробки передач.
18. Выбейте задний подшипник вторичного вала из картера коробки передач при помощи мягкой выколотки.
Первичный вал — разборка (рис.И:44)
1. Снимите стопорное кольцо со шлицевого (переднего) конца первичного вала (1, рис. И:44). Снимите передним подшипник и упорную шайбу шестерни 4-й передачи (2 и 3, рис. И:44).
2. Снимите шестерню четвертой передачи вместе с блокирующим кольцом синхронизатора и игольчатым подшипником (4 и 5, рис. И:44).
3. Снимите упорную шайбу и стопорное кольцо синхронизатора 3/4 передач (7, рис. И:44). Зацепив съемник за шестерню 3-й передачи, стяните шестерню вместе с синхронизатором 3/4 передач (8, 9 и 10, рис. И:44). Отделите детали друг от друга, снимите кольцо синхронизатора третьей передачи и игольчатый роликовый подшипник.
4. Очистите и осмотрите детали, как описано в разделе «Осмотр деталей коробки передач». Проверьте синхронизаторы (13—17, рис. И:44), как описано в разделе «Синхронизаторы».
Вторичный вал — разборка
1. Снимите стопорное кольцо шестерен вторичного вала и упорную шайбу (1, рис. И:40).
2. Снимите шестерню первой передачи, игольчатый подшипник и блокирующее кольцо синхронизатора (2, 3, и 4, рис. И:40).
3. Снимите упорную шайбу и стопорное кольцо синхронизатора 1/2 передач (рис. И:42).
4. Захватив съемником шестерню 2-й передачи, стяните шестерню вместе с синхронизатором 1/2 передач (6, 7 и 8, рис. И:40). Разделите детали, снимите блокирующее кольцо синхронизатора второй передачи и игольчатый роликовый подшипник шестерни второй передачи.
5. Очистите и осмотрите детали, как описано в разделе «Осмотр деталей коробки передач». Проверьте синхронизаторы, как описано в разделе «Синхронизаторы».
Синхронизаторы — разборка
1. Пометьте взаимное положение ступицы и скользящей муфты синхронизатора.
2. Удалите пружинные кольца, вытащите ступицу из муфты и снимите сухари (14—18, рис. И:40).
3. Проверьте чистоту поверхности внутренних шлицов ступицы и блокирующие сухари на наличие износа или повреждений.
4. Наденьте скользящую муфту на ступицу, совместив сделанные предварительно метки (рис. И:43).
5. Канавки во внутренней части муфты должны совмещаться с канавками для сухарей на ступице. Выемка на скользящей муфте должна быть обращена в ту же сторону, что и канавка на боковой поверхности ступицы. Канавка находится со стороны более длинных шлицов ступицы.
ПРИМЕЧАНИЕ: На синхронизаторах вторичного вала канавки и выемки отсутствуют.
6. Установите сухари и пружинные кольца. Загнутые концы пружинных колец должны располагаться в канавках. Пружинные кольца должны быть направлены в противоположные стороны, а их загнутые концы разведены под углом 120°.
7. Проверьте блокирующие кольца, надев их на конусные поверхности соответствующих шестерен и измерив зазор между зубьями кольца и шестерни при помощи щупов (рис. И:46). Если зазор меньше 0.5 мм, замените блокирующие кольца.
Осмотр деталей коробки передач
Очистите все детали и осмотрите их на наличие износа и повреждений следующим образом:
1. Осмотрите зубья всех шестерен на наличие износа или сколов, а все подшипники (включая поверхности упорных шайб) на наличие задиров, выработки или шероховатостей. Если зубья повреждены, то следует заменить шестерню (блок шестерен) вместе с блокирующими кольцами синхронизаторов.
2. Осмотрите поверхности валов, обращая внимание на наличие выработки или ухудшение поверхностной твердости. Осмотрите зубья синхронизирующих колец на наличие сколов или поломки, а также конические поверхности и синхронизирующие зубья на каждой шестерне. Проверьте состояние конусных поверхностей шестерен и блокирующих колец синхронизаторов, установив каждое кольцо на конус соответствующей шестерни и поворачивая его, одновременно прижимая к шестерне. Проверьте также зазор, показанный на рис. И:46 — он должен быть не меньше 0.5 мм. Если блокирующее кольцо поворачивается на шестерне легко, это говорит об износе конусных поверхностей. Повторите проверку с новым блокирующим кольцом синхронизатора, чтобы выявить дефектную деталь.
3. Проверьте легкость вращения шариковых подшипников; осмотрите роликовые и игольчатые подшипники на наличие раковин на поверхности роликов, при необходимости замените их.
4. Проверьте работу всех фиксаторов — то есть состояние сухарей и пружинных колец синхронизаторов, блокирующих сухарей и фиксаторов штоков переключения передач; при необходимости замените пружины фиксаторов.
5. Осмотрите концы вилок включения передач и сравните их толщину с толщиной новых вилок.
6. Перед сборкой смажьте рабочие поверхности всех деталей (ступиц синхронизаторов, колец, конусов, шестерен и т.д.)
Сборка первичного вала (рис. И:44)
1. Установите на первичный вал игольчатый подшипник шестерни третьей передачи и шестерню.
2. Установите блокирующее кольцо синхронизатора третьей передачи на синхронизатор 3/4 передач, введя сухари в канавки кольца. Напрессуйте синхронизатор на шлицы вала при помощи съемника или металлической трубки. Канавка на боковой стороне ступицы должна быть обращена в сторону шестерни четвертой передачи. Закрепите синхронизатор новой упорной шайбой и стопорным кольцом.
3. Установите блокирующее кольцо синхронизатора четвертой передачи, совместив канавки с сухарями. Неденьте игольчатый подшипник шестерни четвертой передачи.
4. Наденьте шестерню четвертой передачи и закрепите ее новой упорной шайбой и стопорным кольцом, правильно расположив кольцо.
Сборка вторичного вала (рис. И:40)
ВНИМАНИЕ: Если требуют замены ведомые шестерни третьей и/или четвертой передач, эту работу следует предоставить представителю фирмы VAG или специализированному предприятию, поскольку шестерни требуется нагреть до 120°С и устанавливать специальным прессом.
1. Наденьте игольчатый подшипник шестерни второй передачи на вторичный вал и установите шестерню второй передачи.
2. Установите блокирующее кольцо синхронизатора второй передачи на синхронизатор 1/2 передач, совместив его канавки с сухарями.
ВНИМАНИЕ: Кольцо должно быть установлено со стороны шестерни заднего хода.
3. Напрессуйте синхронизатор на шлицы при помощи съемника или металлической трубки, при этом канавка скользящей муфты должна находиться со стороны шестерни первой передачи.
4. Закрепите синхронизатор новым стопорным кольцом и установите новую упорную шайбу.
5. Установите блокирующее кольцо первой передачи на синхронизатор 1/2 передач, совместив канавки кольца с сухарями.
6. Наденьте игольчатый подшипник шестерни первой передачи, затем установите шестерню. Установите новую упорную шайбу и закрепите шестерню новым стопорным кольцом.
Картер сцепления (рис. И:45)
Очистите картер сцепления и осмотрите его на наличие повреждений или трещин. Картер сцепления содержит ведомую шестерню привода спидометра, шток выбора передач и передние подшипники первичного и вторичного валов. При необходимости замените эти детали следующим образом:
1. Удалите сальник внутреннего штока выбора передач, смажьте новый сальник и ровно, без перекоса, запрессуйте его на место при помощи металлической трубки. Чтобы снять шток, нужно отвернуть палец переключения передач и вытащить шток (10, рис. И:45). Установка осуществляется в обратном порядке.
2. Выверните втулку ведомой шестерни привода спидометра и вытащите шестерню (9, рис.И: 45). Осмотрите детали, особенно втулку, и соберите привод спидометра в обратном порядке.
3. Наружные кольца передних подшипников первичного и вторичного валов, а также втулку стартера (11,13 и 14, рис. И:45) можно выпрессовать при помощи металлической трубки или выбить выколоткой подходящего размера после удаления соответствующих сальников.
4. Установите подшипники с новыми сальниками в порядке, (Обратном снятию. Смажьте сальники перед установкой.
ПРИМЕЧАНИЕ: Сальник первичного вала должен быть утоплен примерно на 2.5 мм ниже поверхности картера.
Картер коробки передач (рис.И:36)
1. Осмотрите картер коробки передач на наличие повреждений и утечек.
2. Проверьте собачку, рычаг и вал переключения передач, а также втулки вала на наличие износа. Если необходима замена, отверните болт, снимите рычаг и вытащите вал с собачкой. Выбейте втулки при помощи выколотки соответствующего размера. Смажьте новые втулки и запрессуйте их на место при помощи оправки. Установите вал, собачку и рычаг в порядке, обратном снятию.
3. Осмотрите ось шестерни заднего хода на наличие чрезмерного износа. При необходимости замены нагрейте область крепления оси в картере коробки передач паяльной лампой и выбейте ось из картера. Запрессуйте новую ось в картер, предварительно нагрев его (паяльной лампой или в сосуде с кипящей водой в течение нескольких минут). Конец оси должен находиться на расстоянии 83.3 мм от наружной поверхности картера.
4. Осмотрите штоки и вилки переключения передач (2, 5, и 6, рис. И:36) на наличие износа, повреждения или чрезмерного люфта, замените их при необходимости.
Сборка коробки передач 084
1. Установите подшипник вторичного вала в картер коробки передач закрытой стороной внутрь.
2. Смажьте блокировочные сухари штоков и вставьте их в картер. Отведите собачку переключения передач в сторону при помощи проволочного крюка, преодолевая сопротивление пружины.
3. Установите вилку со штоком переключения 1/2 передач в канавку скользящей муфты синхронизатора на вторичном валу.
4. Наденьте промежуточную шестерню заднего хода на ось и удерживайте ее вверху проволочным крюком.
5. Опустите вторичный вал вместе с вилкой и штоком 1/2 передач в картер. Одновременно установите шестерню заднего хода над шестерней первой передачи, подняв ее проволочным крюком (рис. И:48). Убедитесь, что шток переключения передач находится в нейтральном положении, а шестерня заднего хода может свободно перемещаться.
6. После замены вторичного вала или его подшипника определите предварительный натяг подшипника следующим образом:
Установите стопорное кольцо подшипника и измерьте зазор между стопорным кольцом и внутренним кольцом подшипника при помощи щупов (рис. И:47). Подберите прокладку так, чтобы зазор составил 0—0.05 мм и установите ее под стопорное кольцо. Измерьте зазор между поверхностью картера (без прокладки) и наружным кольцом подшипника при помощи линейки и щупов или специального приспособления VAG №382/7 (рис. И:49). Прибавив к полученному значению 0.27—0.31 мм, вы получите толщину большой регулировочной прокладки, которую необходимо установить на наружное кольцо подшипника под крышку.
7. Установите вилку и шток переключения 3/4 передач в канавку скользящей муфты синхронизатора на первичном валу.
8. Опустите первичный вал с вилкой и штоком переключения передач в картер и введите шестерни в зацепление с шестернями вторичного вала. Приподнимите шестерню заднего хода, чтобы дать проити шестерне первой передачи первичного вала.
9. Зафиксируйте первичный вал технологической удерживающей пластиной, затем снимите проволочный крюк с шестерни заднего хода.
10. Запрессуйте задний подшипник первичного вала в картер коробки передач и на вал при помощи металлической оправки (рис. И:50). Закрытая сторона подшипника должна быть обращена внутрь коробки передач.
11. Проверьте, при необходимости определите толщину большой и малой регулировочных прокладок, и установите их на конец первичного вала, как описано ранее для вторичного вала.
12. Снимите технологическую пластину с первичного вала.
13. Установите рычаг на шток включения заднего хода, затем опустите их в картер и введите рычаг в зацепление с шестерней заднего хода (при этом шестерни нужно будет слегка приподнять).
14. Установите рычаг на расстоянии приблизительно 2.0 мм от штока переключения 1/2 передач и убедитесь, что штифт на штоке находится заподлицо с вилкой.
15. Заверните винт рычага заднего хода, установив под его головку шайбу, и затяните его с моментом, указанным в разделе «Технические данные». Зазор между рычагом включения задней передачи и штоком переключения передач должен быть в пределах 1.3—2.8 мм.
16. Вставьте плунжеры, пружины и гильзы фиксаторов в картер коробки передач, затем установите заглушки с шайбами. Затяните заглушки шестигранным ключом.
17. Двигая рычаг вала переключения передач, убедитесь, что каждая шестерня легко входит в зацепление. Убедитесь, что одновременное включение двух передач невозможно.
18. Установите большие регулировочные прокладки нужной толщины на подшипники первичного и вторичного валов, затем установите торцевую крышку с новой прокладкой.
19. Установите дифференциал.
20. Очистите сопрягаемые поверхности коробки передач и картера сцепления. Установите новые прокладки.
21. Установите магнитный уловитель металлической стружки в паз картера коробки передач.
22. Проверьте штоки переключения передач — они должны находиться в нейтральном положении. Опустите картер сцепления на картер коробки передач, обеспечив зацепление пальца с рычагом вала переключения передач.
23. Совместите установочные штифты, затем вставьте болты и равномерно затяните их в диагональной последовательности с моментом, указанным в разделе «Технические данные».
24 Вставьте фланцы полуосей в дифференциал, как описано в этой главе ранее.
25. Установите выключатель фонарей заднего хода и датчик переключения передач/расхода топлива (при наличии).
26. Установите вал с вилкой и выжимной подшипник сцепления, как описано ранее.
27. Установите коробку передач в последовательности, обратной снятию. Залейте масло в коробку передач.