Карбюратор приготовляет горючую смесь определенного состава на каждом режиме работы двигателя. На двигателях в зависимости от рабочих объемов цилиндров устанавливают три модели карбюраторов:
- 1,3 л (автомобили ВАЗ-2108 и 2109) — 2108-1107010;
- 1,1 л (автомобиль ВАЗ-21081) — 21081-1107010;
- 1,5 л (автомобили ВАЗ-21083,21093) — 21083-1107010.
Все эти карбюраторы отличаются друг от друга лишь отдельными параметрами тарировочных данных (см. табл. 2).
Карбюратор (рис. 45) — эмульсионного типа, с падающим потоком, двухкамерный с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры на выходе эмульсии из системы холостого хода, блокировку второй камеры при не полностью открытой воздушной заслонке.
Рис. 45. Карбюратор 2108-1107010:
1 — сектор управления дроссельными заслонками с кронштейном; 2 — штифт рычага блокировки второй камеры; 3 — регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 4 — винт крепления тяги привода воздушной заслонки; 5 — рычаг управления воздушной заслонкой; 6 — рычаг воздушной заслонки; 7 — возвратная пружина воздушной заслонки; 8 — шток диафрагмы пускового устройства; 9 — электромагнитный запорный клапан; 10 — патрубок подачи топлива; 11 — патрубок слива части топлива в топливный бак; 12 — кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки; 13 — регулировочный винт второй камеры; 14 — рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 15 — рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 16 — возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 17 — рычаг управления дроссельными заслонками.
В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы, переходная система и система холостого хода с электромагнитным запорным клапаном первой камеры, переходная система второй камеры, эконостат, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос, диафрагменное пусковое устройство. Кроме того, электромагнитный запорный клапан и концевой выключатель регулировочного винта количества смеси холостого хода в комплекте с электронным блоком управления и соединяющими их электрическими проводами составляют экономайзер принудительного холостого хода.
Карбюратор устанавливается на впускной трубопровод на четыре шпильки и крепится гайками. Под карбюратор ставится теплоизолирующая проставка и тепловой экран.
Балансировка поплавковой камеры осуществляется с помощью двух отверстий диаметром 4 мм, соединяющих поплавковую камеру с воздушным фильтром.
К карбюратору присоединена система отсоса картерных газов, для чего предусмотрены патрубок и калиброванное отверстие, которое выходит в задроссельное пространство первой камеры. Отверстие диаметром 1,5 мм не оказывает заметного влияния на обеднение горючей смеси при закрытых дроссельных заслонках на режиме холостого хода.
Для подогрева зоны дроссельной заслонки первой камеры к корпусу карбюратора крепится винтом блок подогрева, через который проходит жидкость системы охлаждения. Блок подогрева за счет поверхностного контакта с корпусом карбюратора предотвращает обледенение зоны выхода эмульсии и дроссельной заслонки. В случаях обледенения могут быть рывки автомобиля при небольших ускорениях или остановка двигателя при переходе на холостой ход.
Блокировка второй камеры не допускает, если полностью не открыта воздушная заслонка, открывания дроссельной заслонки второй камеры на любом режиме работы двигателя. Этим исключается работа второй смесительной камеры при непрогретом двигателе. Рычаг блокировки со штифтом 2 (см. рис. 45) устанавливается шарнирно на рычаге 17 управления дроссельными заслонками (на рисунке рычаг блокировки не виден). При не полностью закрытой воздушной заслонке рычаг 5 управления воздушной заслонкой воздействует наружной кромкой на штифт 2 и выводит рычаг блокировки из зацепления с рычагом 15 привода дроссельной заслонки второй камеры. В таком положении при открывании дроссельной заслонки первой камеры рычаг 15 не будет поворачиваться и воздействовать на рычаг 14 дроссельной заслонки второй камеры, жестко установленной на оси заслонки.
При полностью открытой воздушной заслонке рычаг 5 освобождает штифт 2 и рычаг блокировки под действием пружины будет прижат к рычагу 15. В этом случае рычаг блокировки будет иметь возможность при открывании дроссельной заслонки первой камеры более чем на 2/3 величины поворачивать за выступ рычаг 15, а следовательно, и рычаг 14 и дроссельную заслонку второй камеры (последовательное открытие дроссельных заслонок). Полное открытие дроссельных заслонок произойдет одновременно.
Карбюратор состоит из двух корпусных деталей: корпуса и крышки. В крышке имеются входные горловины первой и второй камер, колодцы для прохода воздуха к главным воздушным жиклерам и два канала балансировки поплавковой камеры, соединяющие ее с полостью за фильтрующим элементом воздушного фильтра. В горловине первой камеры устанавливается воздушная заслонка. Рычаг 6 (см. рис. 45) заслонки имеет два штифта, один из которых соединяется с пружиной, закрывающей заслонку. Второй штифт входит в паз рычага 5 управления воздушной заслонкой. Паз имеет определенный профиль. Рычаг 5 устанавливается шарнирно на крышке карбюратора и соединяется тягой с рукояткой в салоне автомобиля.
К крышке карбюратора крепится корпус диафрагменного пускового устройства с регулировочным винтом, диафрагмой и штоком 8. На крышке карбюратора устанавливается электромагнитный запорный клапан 9. В крышке имеются каналы и жиклеры холостого хода, переходных систем и эконостата.
В крышке устанавливается игольчатый клапан подачи топлива, поплавок, топливный фильтр, патрубок 10 подачи топлива и патрубок 11 слива топлива в бак. Патрубок 11 имеет калиброванное отверстие диаметром 0,70 мм. Поплавковая камера с постоянным уровнем охватывает смесительные камеры с обеих сторон, вследствие чего карбюратор может выдерживать значительные наклоны, не прекращая нормальной работы. Уровень топлива колеблется вокруг неподвижной точки, в зоне которой помещаются эмульсионные колодцы главных дозирующих систем. Забор топлива из поплавковой камеры производится ниже этой точки. В связи с такой формой камеры и необходимостью выдерживать значительные наклоны карбюратора поплавок делается двойным с одним кронштейном, имеющим язычок, обеспечивающий контакт с шариком демпфера игольчатого клапана.
Между крышкой и корпусом карбюратора устанавливается уплотнительная прокладка.
Совместно с корпусом карбюратора отливаются большие диффузоры, в него же вставляются малые диффузоры, отлитые заодно с распылителями главных дозирующих систем. В корпусе имеются каналы этих систем, системы холостого хода, переходных систем, экономайзера мощностных режимов и ускорительного насоса. В корпусе устанавливаются распылители ускорительного насоса с шариковым клапаном подачи топлива, главные топливные жиклеры и главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками.
К приливу корпуса карбюратора, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится крышка с рычагом привода и рабочая диафрагма ускорительного насоса. Привод насоса осуществляется от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. К корпусу крепится также крышка экономайзера мощностных режимов с диафрагмой и шариковым клапаном.
В корпусе устанавливаются дроссельные заслонки первой и второй смесительных камер карбюратора. Заслонки крепятся винтами на осях, винты от самоотвертывания расчеканиваются. На оси дроссельной заслонки первой камеры устанавливаются рычаги 17 и 15 управления дроссельными заслонками с сектором У управления. На оси дроссельной заслонки второй камеры ставится рычаг 14, который приводится в действие от рычага 15 привода.
Рычаг 17 управления дроссельными заслонками имеет регулировочный винт 3 приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры. Во время поворота рычага 5 закрывается воздушная заслонка, при этом за регулировочный винт 3 приоткрывается дроссельная заслонка первой камеры. В корпусе карбюратора также имеются регулировочные винты количества и качества смеси холостого хода. Отверстия регулировочного винта качества смеси закрываются пластмассовой заглушкой.