Топливный насос (рис. 40) диафрагменного типа, с механическим приводом, снабжается рычагом ручной подкачки. Производительность 60 л/ч при частоте вращения распределительного вала 2000 об/мин. Приводится в действие толкателем от эксцентрика распределительного вала. Данный насос устанавливается на все рассматриваемые автомобили. Между насосом и корпусом привода устанавливается теплоизоляционная проставка и регулировочные прокладки.
Рис. 40. Топливный насос:
1 — нагнетательный патрубок; 2 — фильтр; 3 — верхний корпус; 4 — всасывающий патрубок; 5 — крышка; 6 — всасывающий клапан; 7 шток; 8 — рычаг ручной подкачки топлива; 9 — пружина; 10 кулачок; 11 — балансир; 12 — рычаг механической подкачки топлива; 13 — нижний корпус; 14 — внутренняя дистанционная прокладка; 15 — пружинная дистанционная прокладка; 16 — нагнетательный клапан.
Топливный насос состоит из нижнего корпуса 13 с рычагами привода, верхнего корпуса 3 с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки 5. Между корпусами 3 и 13 устанавливаются, три диафрагмы: две верхние — рабочие — для подачи топлива, нижняя — предохранительная — для предотвращения попадания топлива в корпус привода при повреждениях рабочих диафрагм. Диафрагмы изготавливаются из мембранной ткани. Между рабочими и предохранительной диафрагмами располагаются наружная 15 и внутренняя 14 дистанционные прокладки. Наружная прокладка имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих диафрагм. Диафрагмы с тарелками устанавливаются на шток 7 и крепятся сверху гайкой. На штоке под узлом диафрагм находится сжатая пружина. Шток Т-образным хвостовиком вставляется в прорезь балансира 11, которая позволяет не разбирая снимать узел диафрагм.
В нижнем корпусе устанавливаются рычаги 12,8 и балансир 11. В верхнем корпусе 3 устанавливаются клапаны: всасывающий 6 и нагнетательный 16. Под клапаны ставятся прокладки из материала диафрагм. Клапаны пружинами прижимаются к седлам. Сверху к корпусу насоса центральным болтом крепится крышка 5. Между крышкой и корпусом устанавливается пластмассовый сетчатый фильтр. Верхний корпус 3 имеет нагнетательный 1 и всасывающий 4 патрубки насоса.
При работе двигателя эксцентрик распределительного вала через толкатель воздействует на рычаг 12 и поворачивает балансир 11, который оттягивает диафрагмы насоса. При этом пружина диафрагм сжимается. Диафрагмы создают разрежение, в результате чего топливо через всасывающий клапан 6 заполняет рабочую полость насоса над диафрагмами. При сбеге эксцентрика с толкателя освобождается рычаг 12, балансир 11 и шток с диафрагмами. Диафрагмы под действием пружины создают давление в рабочей полости, закрывают всасывающий клапан 6 и через нагнетательный клапан 16 подают топливо в карбюратор.
При небольшом расходе топлива ход диафрагм неполный, поэтому ход рычага с балансиром частично будет холостым.
Подача топлива рычагом 8 ручной подкачки осуществляется воздействием кулачка 10 на балансир И и диафрагмы топливного насоса.
Между насосом и корпусом привода устанавливается теплоизоляционная проставка и регулировочные прокладки. Для правильной установки насоса используются две из трех нижеуказанных прокладок: прокладка А — толщиной 0,27…0,33 мм; прокладка В — толщиной 0,7…0,8 мм; прокладка С — толщиной 1,1…1,3 мм. Схема установки показана на рис. 41.
Установку насоса выполняют в следующем порядке. Устанавливают теплоизоляционную проставку, поставив под нее прокладку А, а на плоскость, соприкасающуюся с насосом, ставят прокладку В. Замеряют расстояние d (минимальную величину, на которую выступает толкатель, установленную медленным проворачиванием коленчатого вала). Если размер d находится в пределах 0,80…1,30 мм, то крепят насос на двигатель; если d меньше 0,80 мм, прокладку В заменяют прокладкой А; если d больше 1,30 мм, то прокладку В заменяют прокладкой С. Еще раз замеряют размер d и крепят насос на двигателе.
Между корпусом привода и теплоизоляционной проставкой всегда должна стоять прокладка А.