Вы встали в пути ВАЗ-2101 Жигули

Внезапное прекращение работы двигателя в процессе движения всегда очень неприятно для водителя. Тем более важно знать, что нужно делать, если такая неприятность все же произошла.

Чаще всего двигатель останавливается в связи с прекращением поступления бензина в смесительные камеры карбюратора или с отказом системы зажигания. Подобного рода причины в большинстве случаев могут быть устранены на месте без больших затрат времени, после чего можно продолжать движение. Однако это удается сделать лишь при рациональной последовательности действий в процессе отыскания конкретной неисправности и знания приемов, необходимых для проведения проверок исправности соответствующих устройств.

После того как вы убедились, что бензин в топливном баке имеется, нужно проверить, поступает ли он в смесительные камеры карбюратора. Для этого снимите крышку воздушного фильтра карбюратора и, глядя в первичную (правую по ходу движения автомобиля) смесительную камеру, до отказа откройте дроссельные заслонки, резко нажав рукой на торец тяги их привода; при этом из распылителя насоса-ускорителя должна появиться струйка бензина, которая при горячем двигателе может сразу же превратиться в хорошо видимый, пар (в темное время суток в смесительную камеру нужно светить переносной лампой или карманным фонарем). Если струйка бензина появилась, можно предполагать, что система питания в порядке (эта же проверка свидетельствует, в частности, об исправности насоса-ускорителя); в этом случае нужно поставить на место крышку воздушного фильтра и приступить к проверке системы зажигания, о чем будет сказано ниже.

При отсутствии струйки бензина проверьте, поступает ли он к поплавковой камере карбюратора. Для этого снимите корпус воздушного фильтра и отсоедините от карбюратора бензинопровод; затем, поставив предварительно рычаг переключения передач в нейтральное положение и затянув ручной тормоз, выньте центральный провод высокого напряжения из крышки индукционной катушки и, направив вперед (по ходу автомобиля) и вниз конец снятого топливопровода, попросите помощника включить на 5—10 с стартер. Проверьте, поступает ли из топливопровода бензин в виде сильной пульсирующей струи (пользоваться вместо стартера рычагом ручной подкачки бензина нецелесообразно, так как может оказаться, что бензиновый насос подает бензин при подкачке вручную, но не делает этого при нормальном приводе от работающего двигателя). Если бензин от бензонасоса поступает, следует предположить, что забит грязью топливный фильтр (2 на рис. 6) перед поплавковой камерой, засорился топливный канал в гнезде игольчатого клапана или главный жиклер (5 на рис. 6) первичной камеры. В этом случае нужно вынуть топливный фильтр карбюратора, очистить его от грязи и продуть; после этого нужно продуть насосом с ввинченным в конец его шланга коническим наконечником игольчатый клапан, направив струю воздуха в штуцер (1 на рис. 6), на который надевается топливопровод от бензонасоса. Затем наденьте топливопровод, поставьте на место центральный провод высокого напряжения, включите на 5—10 с стартер, после чего (если двигатель за это время не начал работать) снова проверьте, поступает ли струйка бензина из распылителя насоса-ускорителя. В положительном случае нужно повторить попытку пуска двигателя, который вероятнее всего начнет работать (при все еще не остывшем двигателе пускать его следует при полностью нажатой педали акселератора). Если струйка топлива из распылителя насоса-ускорителя опять не появилась, необходимо снять крышку поплавковой камеры карбюратора, разобрать и тщательно продуть игольчатый клапан, а также продуть насосом жиклеры первичной и вторичной камер; после сборки карбюратора повторите проверку на «струйку топлива» и, убедившись, что бензин в первичную смесительную камеру поступает, пустите двигатель.

ВАЗ-2101 Жигули Вы встали в пути, фото 1

Предположим, что, как мы установили в начале проверки, бензин из бензонасоса не поступает или поступает очень слабо. В этом случае проверьте состояние фильтра бензонасоса и при необходимости очистите последний. Если это не помогло, отсоедините от бензонасоса топливопровод, соединяющий его с баком, и продуйте его в направлении бака (при «чистом» топливопроводе в момент прокачки воздушным насосом должно быть слышно «бульканье» в топливном баке — чтобы лучше его слышать, отвинтите пробку с наливной горловины). Установите топливопровод на место и, сделав несколько десятков «качков» рычагом ручной подкачки топлива, убедитесь, что бензин из бензонасоса начал поступать. Затем, включив стартер, посмотрите, будет ли бензин продолжать поступать в случае, когда бензонасос приводится в действие от двигателя; в положительном случае неисправность можно считать устраненной. Если же бензин перестал поступать или не поступал и при ручной подкачке, остается предположить, что неисправен бензонасос, вероятнее всего, вследствие выхода из строя диафрагм; последние необходимо заменить, взяв новые из возимого комплекта запасных частей.

Предположим теперь, что уже в самом начале проверки вы убедились в исправности системы питания. Тогда приступайте к проверке системы зажигания. Выньте центральный провод высокого напряжения из крышки распределителя и, удерживая его за резиновый наконечник, поднесите на расстояние 5—7 мм к регулировочной гайке октан-корректора («массе»); затем откройте форточку левой передней двери, просуньте в нее руку и, глядя на наконечник вынутого провода высокого напряжения, включите на 2—3 с стартер (не забудьте перед этим установить в нейтральное положение рычаг переключения передач и затянуть ручной тормоз). Посмотрите, проскакивает ли искра с голубым отливом между проводом и регулировочной гайкой. Если это так, вставьте в крышку распределителя центральный провод, снимите провод высокого напряжения с любой из четырех свечей, выверните эту свечу и наденьте на нее наконечник снятого провода (еще лучше использовать для проведения проверки вполне исправную запасную свечу, не вывертывая рабочую). Прижмите корпус свечи к пробке горловины для заливки масла в двигатель или к регулировочной гайке октан-корректора и, действуя так, как было описано выше, включите на 10 с стартер; между электродами свечи периодически должна проскакивать искра. При отсутствии искры неисправность скорее всего кроется в роторе или крышке распределителя. Для проверки ротора снимите крышку распределителя (попутно убедитесь в наличии и исправности вставленного в нее с внутренней стороны скользящего графитового контакта, в том, что он не стерт и свободно перемещается в направляющей), поднесите центральный провод высокого напряжения к центральному контакту ротора (рис. 4), оставив зазор в 5—7 мм, и включите стартер; между проводом и ротором не должна проскакивать искра, в противном случае изоляция ротора пробита и его необходимо заменить, При проведении проверки ротора соблюдайте осторожность, имея в виду, что после включения стартера ротор начнет вращаться и поэтому нельзя дотрагиваться до него рукой.

ВАЗ-2101 Жигули Вы встали в пути, фото 2

Если искра не проскакивала, это еще не значит, что ротор исправен, возможно, в нем вышло из строя сопротивление для подавления радиопомех, соединяющее центральный и боковой контакты ротора (см. рис. 4). В этом случае в качестве временного выхода из положения нужно зажать кусочек фольги или оголенного медного провода между пластмассой и латунными пластинами центрального и бокового контакта (нужно иметь в виду, что при этом возрастет уровень помех радиоприему как в самом автомобиле, так и в окружающем его пространстве), после чего поставить на место крышку распределителя, вставить центральный провод и вновь проверить наличие искры в свече. Если искры опять нет, следует снять и тщательно осмотреть снаружи и внутри крышку распределителя на отсутствие трещин и нитеобразных следов копоти, наличие которых говорит о том, что изоляция пробита и крышка нуждается в замене. При отсутствии запасной крышки имеющуюся нужно тщательно протереть, зачистить ножом трещины и, установив крышку на место, проверить, появилась ли искра в электродах свечи; однако сказанное помогает не всегда и в лучшем случае может рассматриваться как временная мера. Кроме того, при неисправной крышке возможны случаи, когда искры в электродах свечей будут проскакивать, но двигатель работать не сможет, так как моменты появления искр не будут соответствовать требуемым. При таком положении попытки запустить двигатель будут сопровождаться «чиханием» в карбюратор и «стрельбой» из глушителя.

Предположим далее, что в начале проверки системы зажигания искра между центральным проводом высокого напряжения и «массой» отсутствовала. Тогда следует проверить цепь низкого напряжения. Для этого вставьте пусковую рукоятку в храповик коленчатого вала, приготовьте пробник, т. е. переносную лампу, провода которой имеют на концах пружинные зажимы (такую лампу желательно всегда иметь с собой), присоедините один провод к клемме низкого напряжения распределителя (т. е. к клемме, соединенной тонким проводом с катушкой зажигания), а второй — к «массе» и включите зажигание. При медленном вращении коленчатого вала двигателя рукояткой и исправной системе лампа пробника должна попеременно загораться (когда контакты распределителя размыкаются) и гаснуть (когда они замыкаются).

Непрерывное горение лампы пробника означает, что контакты не пропускают ток; в этом случае нужно проверить их состояние и отрегулировать зазор (см. раздел «Пуск двигателя»).

Если лампа пробника вовсе не загорается при разомкнутых контактах, следует проверить, есть ли вообще ток в цепи низкого напряжения. Для этого осмотрите провод, идущий от катушки зажигания к распределителю, затем, если он исправен, отсоедините его от клеммы низкого напряжения распределителя, соедините с одним зажимом пробника, а второй зажим присоедините к «массе»; при включении зажигания лампочка должна загореться. В положительном случае ток в цепи есть и остается предположить, что произошло замыкание на «массу» между клеммой низкого напряжения распределителя и подвижным контактом. Замыкание надо найти и устранить.

Допустим, что лампа пробника при описанной проверке снова не загорелась. Это свидетельствует, вероятнее всего, о неисправности цепи низкого . напряжения между клеммой «плюс» аккумулятора и входной клеммой катушки зажигания. В качестве временного выхода из положения непосредственно соедините дополнительным проводом клемму «плюс» аккумулятора с клеммой «+Б» катушки зажигания и двигатель заработает, однако выключить его можно будет, лишь отсоединив дополнительный провод. По прибытии к месту стоянки надо сразу же найти и устранить неисправность в цепи низкого напряжения.

Предположим, что, несмотря на дополнительный провод, лампа вновь не загорелась. Тогда остается предположить обрыв в первичной обмотке катушки зажигания, которую в этом случае необходимо заменить. Подобная неисправность встречается редко. Для замены можно использовать катушку зажигания любого отечественного легкового или грузового автомобиля с напряжением системы электрооборудования 12 В; такая катушка подойдет также и по местам крепления. При этом необходимо иметь в виду, что катушки зажигания других отечественных автомобилей имеют не две, а три клеммы — ВК, ВК-Б и третью клемму без обозначения; с распределителем следует в этом случае соединить клемму без обозначения, второй провод присоединить к клемме ВК-Б, а клемму ВК оставить свободной. Кроме того, в этом случае нельзя будет непосредственно использовать стандартный провод высокого напряжения, соединяющий катушку зажигания с распределителем; его придется приспособить или, что еще лучше, заменить проводом из запаса, не имеющим наконечника на одном из концов.

Если в начале проверки систем зажигания оказалось, что искра между центральным проводом высокого напряжения и регулировочной гайкой октан-корректора («массой») слабая и имеет не голубой отлив, а красноватый оттенок, следует предположить выход из строя конденсатора (случается довольно редко). Для замены может быть использован любой автомобильный конденсатор.

Выше был описан порядок проверки системы зажигания в наиболее неблагоприятном случае, когда в запасе отсутствуют заведомо исправные контакты, ротор и крышка распределителя, конденсатор и защитные колпачки проводов высокого напряжения; эти запасные части рекомендуется всегда возить с собой. При их наличии поиски неисправности значительно облегчаются, так как заведомо исправные детали можно поочередно устанавливать взамен деталей, исправность которых вызывает сомнение. При этом, однако, нужно иметь в виду, что неправильная (с ошибкой на 180°) установка ротора распределителя не только исключит возможность пуска двигателя, но и приведет к поломке устанавливаемого ротора; во избежание этого следует запомнить (а лучше зарисовать) положение бокового контакта снимаемого ротора относительно продольной оси автомобиля.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле